Сегодня мы будем говорить с барнаульским психотерапевтом Дмитрием Бойко о том, что делать, если вы уличили своего малыша в воровстве. Подробно остановимся на дошкольном возрасте.
Кто в детстве не крал? Если честно, конечно. Скорее всего, мои представления об обществе не совсем правильные, но я думаю, что очень маленький процент может сказать, что за всю свою жизнь он никогда не присваивал себе чужого. Да и то в таком случае, в дело вступят защитные механизмы личности: у психологов это называется рационализация, в народе - самооправдание.
Честно признаться, за мной тоже был такой. Когда я был подростком, я на спор украл из столовой сосиску в тесте. Для меня это был адреналин, правда после этого мучила совесть, и я сидел за столом и терзался противоречивыми чувствами - и стыдно, и вкусно. Не сказать, что сосиска не лезла, но удовольствия я от нее не получил. Мне и сейчас стыдно, правда я понимаю, что через такое проходят многие законопослушные в будущем люди.
Какие мотивы бывают у юных воришек, поделится психотерапевт.
Мы ходим в старшую группу. И получилось, что в детском саду ребенок украл машинку у мальчика, с которым они не ладят, - рассказала Анна. Такое первый раз, и не знаю, как поступить, то ли отругать, то ли пристыдить.
В таком возрасте, примерно шесть лет, ребенок уже отдает отчет о своих действиях, - рассказывает психотерапевт. Поэтому ему под силу прийти к своей цели, даже зная, что его будут наказывать.
Совершенно точно, с этим надо работать. Чтобы с результатом решить эту проблему, нужно узнать цель воровства. В этом возрасте их не много.